Дефектовка корпуса судна

09 октября 2023

Подводная дефектовка или дефектация — проверка постоянно погруженной в воду части судна с целью его признания или непризнания пригодным к эксплуатации. Также целью неразрушающей дефектовки является определение объема ремонтных и восстановительных работ.

После постановки корабля на акваторию завода эксперты выполняют его дефектовку, выбирают виды ремонтных работ, оценивают их объем. По завершении процедуры намечаются способы и технологии коррекции обнаруженных дефектов, определяется примерный срок починки судна. В статье мы расскажем об этапах оценки состояния речного и морского плавательного средства, итоговых документах и их составе.

 

Зачем проводят эту процедуру

Длительная эксплуатация плавательного средства приводит к естественному износу его корпуса и дна. Наибольшему износу подвержено дно и другие подводные части корпуса морских судов, так как они постоянно контактируют с соленой водой и подвергаются коррозии. Износ может стать причиной аварий на воде. Чтобы вовремя устранить дефекты и заменить детали с истекшим эксплуатационным сроком, необходимо выявить слабые места и провести ремонт судна.

 

Как выполняется дефектовка корабля

  1. Водолазы делят дно и подводную часть корпуса с наружной стороны на зоны, нумеруют шпангоуты.
  2. Затем они намечают контрольные сечения, чтобы упорядочить замеры толщины обшивки. Они стараются выбрать 4-6 самых ослабленных зон дна и постоянно погруженной части корпуса.
  3. Эксперты замеряют толщину корпуса ультразвуковыми приборами. Они проводят осмотр обшивки, чтобы выявить вмятины и оценить износ деталей. Для этого водолазы двигаются под водой от носа к корме и фиксируют характеристики.
  4. Фактические характеристики сравнивают с нормативными.
  5. Составляют отчет и отдают его заказчику. Отчет имеет юридическую силу, может использоваться в качестве доказательства при досудебных и судебных разбирательствах.

При осмотре подводной части корпуса и дна недавно построенного корабля эксперты обращают отдельное внимание на целостность сварных, а на кораблях старой постройки — заклепочных швов, которые ржавеют и приводят к появлению течи. Наружный осмотр не всегда позволяет точно оценить состояние металлоконструкций, из которых состоит погруженная в воду часть корпуса. Визуального осмотра также бывает недостаточно для выводов о пригодности судна к дальнейшей эксплуатации. В связи с этим к некоторым подводным отсекам корпуса судна применяют гидравлические методы испытаний и проверяют их дефектоскопом.

 

Что получает заказчик дефектовки

Эксперты заносят фактические характеристики в таблицы, которые необходимо сохранять. Табличные данные позволяют делать выводы о техническом состоянии осмотренной зоны. В таблицы вносят следующие сведения:

  • общий и местный износ листов корпуса;
  • линейный износ металлических деталей обшивки;
  • общий и местный износ набора;
  • целостность сварных и заклепочных стыков;
  • количество, глубину, форму вмятин;
  • количество трещин в листах корпуса и/или дна.

Еще один обязательный документ — так называемая растяжка обшивки. Это чертеж корпуса корабля, на который нанесены дефекты. На нем можно увидеть конкретные места расположения вмятин, изношенных и неисправных деталей. Водолазы наносят на чертеж только подводную часть судна и дно.

Также заказчик получает акт дефектации — описание процесса оценки судна. Акт подписывают лица, осматривавшие плавательное средство, и представитель Российского Речного Регистра.

 

Какие дефекты ищут во время дефектации

На пригодность или непригодность судна к дальнейшей эксплуатации влияют такие повреждения:

  • трещины;
  • естественное окончание срока годности детали;
  • вмятины, образовавшиеся при столкновении с другими судами, айсбергами, крупными камнями;
  • вмятины, которые появились при механическом воздействии груза;
  • разрывы обшивки судна;
  • пробоины, сквозь которые вода может попасть внутрь корпуса;
  • износ швов в местах сварки стальных деталей корпуса.

Обнаруженным дефектам присваивают степени опасности. При этом учитывают вид и назначение плавательного средства.

 

Кто проводит дефектовку

Дефектацией кораблей, которым требуется ремонт, подготовкой ремонтных смет и проектных материалов, составлением рекомендаций по обновлению, проведением финансово-экономических и плановых расчетов занимаются лицензированные конструкторские бюро. Только сертифицированные эксперты вправе готовить отчеты по оценке состояния судов.

Каждый акт дефектовки подписывает представитель госоргана, ответственный за безопасность эксплуатации морских и речных судов.

 

Виды и периодичность проведения дефектовки

Дефектация бывает частичной и полной.

Частичная — это осмотр ограниченных погруженных в воду зон корпуса корабля, расположенных межу отдельными перекрытиями или между выбранными заказчиков дефектовки поперечными сечениями.

Полная — осмотр всех подводных участков корпуса судна и его дна с применением специальных инструментов.

Решение о выполнении полной или частичной дефектовки корабля в общем случае принимается после визуального осмотра корпуса и выборочных замеров толщин его частей. На принятие такого решения влияет опыт надзора и эксплуатации плавательных средств одинакового типа и назначения.

Потребность в частичной дефектации, как правило, появляется через 8 лет на кораблях класса II и после 12 лет эксплуатации на кораблях класса I. Необходимость в полной дефектовке возникает через 12 лет интенсивного использования судна.

Закажите смету
на водолазные работы
для вашего объекта

    image
    image